Наука + бизнес = инновация: формула выхода на рынок
Как рождается наукоемкий бизнес и какие шаги необходимо сделать, чтобы перспективная разработка стала востребованным продуктом? На этот вопрос ответили ученые и представители бизнеса в рамках панельной дискуссии «От научной идеи до рыночного продукта: взгляд ученого и взгляд предпринимателя».
Сооснователь и генеральный директор компании «СайСторЛаб» Наталья Лобкаева акцентировала внимание на значимости и ценности интереса самих ученых. Выбрав направление, которое «зажигает» самого исследователя, ученому важно собрать вокруг себя сплоченную и дисциплинированную команду. «Каждый отвечает за свое, берет ответственность за то, что делает, и одновременно отвечает за весь проект. То есть, один за всех и все за одного», — отметила спикер.
По мнению сооснователя АО «Протеинсинтез» Валерия Баранова, дважды обогнувшего земной шар, первым этапом построения бизнеса является честный разговор. «Нужно сесть с партнером и договориться: зачем вы вместе собрались, что хотите сделать, на каких условиях и оценить вклад каждого. Чтобы избежать будущего кризиса, и не делать два шага назад, нужно на старте сформулировать цели и задачи», — считает предприниматель. Каждый из участников соглашения должен понимать свои задачи и зону ответственности. В идеальной картине мира не остается ни одной области в проекте, которая находится в «подвешенном состоянии», когда ни один из партнеров не отвечает за эту задачу.
Заместитель директора Высшей школы молекулярной и экспериментальной медицины НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, к. б. н. Сергей Ларин выделил три важных ресурса для исследований: люди, время и ресурсы. Спикер рассказал о реальных инструментах поддержки в Российской Федерации: «РНФ — проверка простых гипотез, публикации, задел для научного маркетинга продукта. Сколково — инфраструктура с хорошими условиями юридической поддержки, но большая часть — это самостоятельная работа, в том числе поиск первых клиентов. Фонд Бортника — экосистема, которая растит от студенческого стартапа до реальных программ коммерциализации, и это самая эффективная платформа по соотношению цена-качество для молодых ученых».
Руководитель проекта Московского центра инновационных технологий в здравоохранении Анна Гончарова подчеркнула, что в развитии инновационного сектора и медицинских технологий важную роль играет команда. «В своей работе мы придерживаемся правила «трех С»: скорость, синергизм врачей и ученых, скрам (методология совместной командной работы). При этом нужно понимать, что не любая разработка может стать реальным продуктом», — отметила эксперт. Когда в проекте сформирована сплоченная команда, можно рассчитывать на быстрый результат, в который вложены силы каждого участника.
Третья сторона проекта, помимо ученых и представителей бизнеса, — это юристы. О правовых аспектах вывода научных разработок на рынок рассказал директор научно-образовательного центра «Цифровая образовательная среда», доцент кафедры правовой информатики юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, к. ю. н. Максим Воронин. «Создавая наукоемкую продукцию, важно учитывать юридические условия и иметь юриста, который понимает инновационное развитие права», — подчеркнул спикер.
В заключении дискуссии руководитель программы «Управление инновационным бизнесом» НИУ ВШЭ, бизнес-консультант, сертифицированный руководитель проектов MBA Андрей Цымбал подчеркнул, что не каждый исследователь обязан становиться предпринимателем: «Спросите у себя — ваш ли это путь? Мотивация ученого должна быть искренней, только тогда инновация обретает шанс на жизнь».
Встреча подтвердила, что взаимодействие науки и бизнеса реально и продуктивно. Фонды, инновационные площадки и опыт экспертов формируют экосистему, где идеи молодых ученых превращаются в практические решения.
Текст: Аяна Дашеева, НИИ кардиологии Томского НИМЦ, победитель конкурса «Медиакод»
Автор фото: Денис Соколов, НИЯУ МИФИ / победитель конкурса «Медиакод»